Новостная хроника Калужской епархии:

2005-08-14

14 АВГУСТА В третий день визита в Калужскую область Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в Казанском соборе Свято-Введенской Оптиной Пустыни, за которой ему сослужили митрополит Калужский и Боровский Климент, архиепископы Людиновский Георгий, Рязанский и Касимовский Павел, Вологодский и Великоустюжский Максимилиан, епископы Дмитровский Александр и Сергиево-Посадский Феогност. После Божественной литургии Патриарх Алексий совершил освящение меда.

На богослужении присутствовали Губернатор Калужской области А.Д. Артамонов, заместитель Губернатора Г.В. Куликов, глава администрации Козельского района Калужской области Ю.Н. Дятлов и мэр Козельска И.М. Богачев.

По окончании богослужения Патриарха приветствовал наместник Свято-Введенской Оптиной Пустыни архимандрит Венедикт (Пеньков), который преподнес ему в дар образ Божией Матери "Спорительница хлебов".

Затем Патриарх обратился к богомольцам с первосвятительским словом. В нем Патриарх отметил успехи, которые были достигнуты в восстановлении прославленной обители. Патриарх подчеркнул, что это восстановление касается не только церковной, но и хозяйственной деятельности монастыря. Также Святейший Патриарх высоко оценил ту поддержку, которую оказывает Оптиной пустыни и другим обителям Калужской епархии областная администрация. Поблагодарив Губернатора Калужской области А.Д. Артамонова за эту поддержку, Святейший Патриарх Алексий вручил ему орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени. Предстоятель наградил также наместника Оптиной пустыни архимандрита Венедикта орденом преподобного Серафима Саровского III степени. В память о посещении Оптиной Пустыни, Святейший Патриарх передал братии обители евхаристические сосуды.

По окончании богослужений в Казанском соборе Предстоятель Русской Церкви совершил освящение закладного камня в основание Преображенского храма, который будет возведен на территории обители. 

По окончании богослужений в Свято-Введенской Оптиной пустыни, Патриарх Московский и всея Руси Алексий в сопровождении губернатора Калужской области Анатолия Дмитриевича Артамонова, митрополита Калужского и Боровского Климента и архиепископа Людиновского Георгия, викария Калужской епархии, посетил город Калугу.

В Троицком кафедральном соборе Патриарх поклонился чудотворной Калужской иконе Божией Матери. Первосвятителя приветствовали священнослужители и прихожане кафедрального собора и многих других храмов Калуги, учащиеся Калужской православной гимназии.

Святейший Патриарх обратился к собравшимся верующим с приветственным словом, в котором отметил, что Калужский регион это земля, где большинство населения принадлежит к Православию, многие люди крещены в православных храмах. Святейший Патриарх сказал, что за шесть лет, прошедших с тех пор, как он совершил освящение кафедрального Троицкого собора, во внутреннем убранстве храма произошли значительные изменения. Патриарх также отметил, что владыка Климент, владыка Георгий, многие другие пастыри епархии делают все от них зависящее для духовного просвещения паствы и помогают верующим в молитве находить «единое на потребу» (Лук.10:42). Предстоятель добавил, что молитва помогает нам нести свой крест, который у каждого человека свой. Святейший Патриарх напомнил о значении отмечаемого сегодня праздника Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня и пожелал всем присутствующим сил и крепости духа на сложном жизненном пути, а также отметил, что сейчас появляется все больше и больше людей, которые не просто считают себя православными, но и стараются жить по своей вере.

Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент поблагодарил Предстоятеля Русской Православной Церкви за то, что Его Святейшество личным примером укрепляет в людях эту веру и в память о посещении Троицкого собора преподнес в дар Патриарху образ Святой Троицы.

Всем верующим, находящимся в кафедральном соборе, Святейший Патриарх вручил иконы с изображением преподобного Сергия, благословляющего святого благоверного князя Димитрия Донского на Куликовскую битву.

После посещения Свято-Троицкого собора в здании администрации Калужской области состоялась встреча Патриарха Алексия с представителями молодежи Калужской области. В актовом зале собрались лучшие педагоги и учащиеся средних и высших учебных заведений для того, чтобы в преддверии областного педагогического совета и нового учебного года обсудить основные проблемы образования и воспитания. Во встрече участвовали митрополит Калужский и Боровский Климент, губернатор Калужской области А.Д. Артамонов, министр образования культуры и спорта Калужской области В.А. Игнатов, а также ветераны Великой Отечественной войны - председатель Всероссийской общественной организации ветеранов войны, труда и правоохранительных органов по Калужской области И.П. Волхонский и председатель Комитета ветеранов войны и военной службы В.В. Зубарев. Патриарх Алексий наградил И.П. Волхонского и В.В. Зубарева орденом святого благоверного князя Дмитрия Донского III степени, после чего обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Затем в рабочем кабинете Губернатора Калужской области состоялась беседа Патриарха Алексия с А.Д. Артамоновым и митрополитом Климентом, в ходе которой обсуждались итоги визита и вопросы духовного возрождения в Калужской области.


СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II НА ВСТРЕЧЕ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ МОЛОДЕЖИ В ЗДАНИИ ОБЛАСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ г. КАЛУГИ 14 АВГУСТА 2005 ГОДА

Ваше Высокопреосвященство, многоуважаемый Анатолий Дмитриевич, дорогие представители молодого поколения Калужской области!

Рад приветствовать Вас на гостеприимной Калужской земле, освященной подвигами сонма русских подвижников веры и благочестия.

Особенно отрадно видеть сегодня на этом собрании молодых людей, тех, кому принадлежит будущее нашей страны и общества.

Наименование молодежи «нашим будущим» вошло в русскую речь давно и стало расхожим утверждением, часто не воспринимаемым с той степенью серьезностью, которая требуется при повествовании о столь значимом вопросе. Как правило, это выражение понимается в том смысле, что естественный ход жизни постепенно приводит к смене одного поколения другим. Конечно же, было бы бессмысленно спорить с этим очевидным фактом, однако всякий человек склонен надеяться на лучшее и черпать в этой надежде жизненные силы. Именно поэтому когда мы говорим о будущем мы хотим думать, что впереди наше общество, наше государство, нашу семью ожидает развитие и процветание.

В этом смысле молодое поколение подобно юным росткам на пространстве жизненного поля, каждый из которых призван принести добрый плод обществу, государству, своей семье. Насколько обильными будут эти плоды и сколь полезны будут они для окружающих - вопрос отнюдь не праздный. К сожалению, история дает нам богатый материал для размышлений, заставляющий задуматься о том, почему иногда вместо добрых плодов человек, обретает на пажити своего сердца волчцы и тернии заглушающие добрые побеги.

Не так давно, в минувшем XX веке деструктивные, асоциальные поступки пытались объяснить неблагоприятными условиями, в которых формировалась личность, и потому лекарством от этого недуга считалось изменение условий бытия человека, что в совокупности с предлагаемыми для следования моральными нормами «строителя коммунизма» должно было привести к полному качественному изменению характера и мироощущения каждого конкретного члена общества.

Следует прямо сказать, что советская воспитательная система сумела достичь определенных успехов, которые на первый взгляд казалось, подтверждают правильность используемых методов. Государство в этот период развивалось очень активно, страна добилась заметных успехов в промышленном производстве, освоении целинных земель, развитии научных отраслей знания, создании космической и военной техники. Наиболее ярким положительным примером такого рода стала Победа, одержанная над фашистской Германией в Великой Отечественной войне.

Примечательно, что социалистические нормы поведения, по которым предлагалось выстраивать свою жизнь человеку, были внешне близки к заповедям Христовым. Фактически этим признавалось непреходящие значение (по крайней мере, в социальном плане) нравственных религиозных норм, при общем атеистическом настрое всей идеологической системы.

И вместе с тем, несмотря на столь потрясающе эффектные успехи, конец советской системы был крайне печальным. Почему же произошло это падение колосса, столь внушительного и пугающего, чье могущество как оказалось держалось на глиняных ногах?

Причина этого — отсутствие у государственной идеологии того времени внутреннего стержня, дающего всей системе прочность и цельность. Моральные нормы выглядевшие как безусловно положительные не имели за собой самого главного — обоснования необходимости их исполнения, которое и не могло существовать в системе ценностей, построенной исключительно на материалистической концепции восприятия мира.

Печальный опыт прошлого может быть творчески переосмыслен и совершенные ошибки должны подвигнуть нынешнее поколение россиян к усвоению уроков истории. Вместе с тем, признание ошибочности идеологического курса советского государства не должно порождать забвения или осуждения подвига целых поколений наших предков не щадивших своих сил, а часто и самой жизни ради благополучия ближних и блага Отечества.

В нынешнем 2005 году Русская Православная Церковь вместе со всем российским обществом, органами государственной власти Российской Федерации торжественно праздновала шестидесятилетний юбилей Великой Победы. Подвиг наших отцов и дедов, явленный на полях сражений Второй Мировой войны с очевидностью продемонстрировал силу духа русского народа, способного в годину испытаний забыть все обиды, скорби и неурядицы и встать плечом к плечу на защиту своей земли.

В годы войны весь наш народ явил чудеса мужества и героизма, чем еще раз засвидетельствовал неразрывную связь со своим историческим прошлым, героями минувших столетий, которые отстаивали независимость Родины под стягами Святого Православия. Вместе с тем, даже богоборческим властям стала очевидной внутренняя, часто сокрытая от внешнего мира глубина веры в Бога и надежды на его благой Промысел, таившаяся в сердцах многих сыновей и дочерей нашего Отечества. Это побудило государственную власть Советского Союза по-новому взглянуть на роль веры в жизни страны и каждого отдельного человека, следствием чего стало постепенное ослабление гонений на Церковь и постепенное оживление религиозной жизни.

Надеюсь, что сей прекрасный пример преданного служения Родине будет воспринят современным поколением молодых людей как образец для подражания, ибо независимо от того в каком веке судил жить нам Господь перед каждым из нас лежит святая обязанность защиты своего Отечества, охранения его исторического достояния, попечения о судьбе вверенной нам духовной традиции.

Вместе с тем, очевидно, что нельзя быть подлинным сыном своего Отечества, своей страны не зная ее истории, будучи чуждым ее религиозно-культурного наследия. Русский философ Иван Васильевич Киреевский, уроженец Калужской земли и духовный сын Оптиной пустыни, 200-летний юбилей со дня рождения которого будет праздноваться в следующем году, со свойственной ему глубиной мысли определил ту цель, которая должна стать определяющим началом в жизни каждого молодого человека, на каком бы месте он ни трудился:

«Одного только желаю я: чтобы те начала жизни, которые хранятся в учении Святой Православной Церкви, вполне проникли убеждения всех степеней и сословий наших, чтобы эти высшие начала, господствуя над просвещением европейским и не вытесняя его, но, напротив, обнимая его своей полнотой, дали ему высший смысл и последнее развитие, и чтобы та цельность бытия, которую мы замечаем в древней, была навсегда уделом настоящей и будущей нашей Православной России».

Суть Православия состоит не в строительстве стен, возведении куполов и золочении крестов, но в приобщении человека к Божественной жизни. Храм — это место где человек встречается с Богом, где он может по слову Писания соделаться «причастником божеского естества» (2 Пет. 1, 4), узреть невыразимую красоту духовного мира и стать для других людей свидетелем Истины.

Убежден, именно с Православием связана будущая счастливая судьба России и потому говоря сегодня перед лицом тех, кого именуют «нашим будущим», я обращаюсь к Вам с пожеланиями быть добрыми преемниками традиций своих великих предков, чьими силами и чьей верой было создано могущественное Российское государство и великая русская культура, наследниками которой судил быть нам Господь.

Желаю всем вам милостей Божиих и добрых успехов на всем вашем жизненном пути!

Архив новостей

2024
Июль
пн вт ср чт пн сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика