Главная   Новости   Анонсы   Вопросы священнику...
Вопросы священнику

Вопросы священникуЕпархиальный отдел по информационной и издательской деятельности начинает проект «Беседа с пастырем».

Его участниками станут руководители Епархиальных отделов и комиссий, которые занимаются различными сферами служения Церкви, члены Епархиального совета. Епархиальный совет - постоянно действующий коллегиальный орган епархиального управления, выполняющий в соответствии с действующим «Уставом Русской Православной Церкви» исполнительные и распорядительные функции.

Свои вопросы можно присылать по адресу: vopros-otvet@eparhia-kaluga.ru 


Как в условиях самоизоляции взять артос? Диана.

Обычно, Артос, пасхальный хлеб, раздробляется по окончании Светлой седмицы и раздается верующим в субботу после литургии.

В этом году многие верующие действительно не смогут попасть в этот день в храм. В тех регионах, где складывается менее опасная эпидемиологическая обстановка, артос могут раздаваться точно так же, как и антидор и просфоры – с соблюдением всех правил безопасности, принятых в конкретном регионе (одноразовые перчатки и упаковка и т.п.).

Там же, где храмы закрыты на карантин, артос, скорее всего, сохранят для прихожан, которые не имеют возможности сейчас посещать храмы, чтобы раздать его позже. Но лучше заранее уточнить, как решается эта проблема на вашем приходе, а для этого следует позвонить ответственному сотруднику храма или написать на электронную почту. Контакты храма есть на сайте либо храма, либо благочиния. 


Долгое время готовился к паломнической поездке на Афон, но в связи с последними событиями не знаю, как поступить. Подскажите что делать? С уважением Алексей.

Вашим вопросом, Алексей, интересуются многие люди. Для некоторых, действительно, побывать на Святой горе Афон, является мечтой всей жизни. Последние события, связанные с разрывом отношений с Константинопольским Патриархатом Вам не мешают в прямом смысле посещать святое место и молиться пред Православными святынями даже в Греции. Также православным не возбраняется молиться, а священнослужителям служить перед мощами святителя Николая в г. Бари, которые находятся в католическом храме. Верующим Русской Православной Церкви не благословляется служить и молиться с еретиками, к которым, по сути, объединил себя Константинопольский Патриарх и Синод.

Поэтому Вы можете посещать Святую гору, молиться в храмах, поклоняться перед святыми мощами и иконами, но не причащаться и не молиться за богослужениями в храмах Константинопольского патриархата.


Здравствуйте, отец Сергий, подскажите, правда ли, что цитировать Библию может только священнослужитель? Александа. 

Здравствуйте, Александра! Библия и Евангелие – это Книги не только для священника, но и для всякого человека, стремящегося найти Истину. Это благовестие и слово о Боге. В определенном смысле - это лингвистическая святыня, поэтому отношение к ней должно быть соответсвующее. Нужно очень аккуратно пользоваться этим словом и для своего совершенствования, и для поучения других. С последним чаще всего возникают проблемы, потому что некотрые люди, сами не исполняя слов Евангелия в своей жизни, не являясь христианами по сути, используют цитаты из Священного Писания для поучения других.

Итог таков: важна конечная цель того, что мы делаем, для чего мы что-то говорим. Если только для возвеличивания своего "Я", то в таком случае и некоторым священнослужителям не стоило бы навлекать на себя гнев Божий пустым произнесением Божественных Писаний, даже если они знают их наизусть в большом количестве. Если же требуется свою мысль о благом деле подтвердить - без особого бахвальства - цитатой, то это не возбраняется и мирянину. Тем более, что Церковь делает очень много усилий в последние годы, чтобы и миряне были достаточно хорошо осведомлены в знании Закона Божьего и Священного Писания.

В заключение добавлю, что мудрость народная на Руси впитывала в себя не только мудрость житейскую, но и знания Божественные. Отсюда родилось множество "библейских" пословиц и поговорок. Как например слова апостола Павла: "Кто не работает, тот не ест". (ср. Второе послание к Фессалоникийцам 3:10).


комаров

На ваши вопросы ответит клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Калуги протодиакон Сергий Комаров.

Родился 20 декабря 1980 г. в г. Узловой Тульской области. В 1998 г. окончил школу-гимназию №13 с серебрянной медалью. Обучался в музыкальной школе №1.

В 2003 г. окончил Калужскую духовную семинарию, затем продолжил свое обучение в Московской духовной академии (2009) и Общецерковной аспирантуре и докторантуре им. свв. равноапп. Кирилла и Мефодия (2011).

10 августа 2002 г. рукоположен в сан диакона.

Награжден церковными и общественными наградами. Женат, воспитывает 6 детей.

Более 15 лет ведет курс лекций по предмету "История Поместных Православных Церквей" в Калужской духовной семинарии. Руководитель пресс-службы Калужской епархии и информационно-издательского центра. С 2013 г. член Общественной палаты Калужской области, член общественных советов при губернаторе Калужской области, областном ЗАГСе, региональных министерствах. 

 


Как правильно исповедовать Христа перед людьми, чтобы быть неназойливым и не делать это напоказ? Светлана.

Христос Воскресе! Светлана, попробую ответить на ваш вопрос, обратившись к Евангелию. Господь говорит:" Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.(Мф5:16). Лучшим свидетельством нашей веры будет жизнь в соответствии с Евангелием. Порой человек, обретший веру - неофит, пытается всех и сразу привести к Богу. При этом он искренне недоумевает, почему от него все шарахаются, почему не видят той истины, которая ему открылась? Причина в том, что внешне в его жизни мало, что изменилось, не появились еще плоды духовной жизни: любовь и смирение, вместо этого он стал морализатором и обличителем чужих пороков. Вот уж воистину:"..врач ицели себя сам"(Лук.4:23). В современном мире, где слово утратило свое сакральное значение, словам перестают верить. Важны наши дела веры, «всякое древо узнается по плодам" и как говорит ап.Иаков: "Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе."(Иак.2:17). Что же это за дела веры, что за плоды она должна принести? Это плоды нашей духовной жизни, об этом говорит ап.Павел в послании к Галатам:" Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание."(Гал 5:22-23) В тоже время, мы должны знать свою веру, и если кто-то искренне интересуется, суметь дать "ответ о нашем уповании". Но и сама заинтересованность может быть вызвана красотой жизни христианина, теми самыми плодами духа. Помоги Господь!

протоиерей Георгий Кривенко


Какие обязанности у крестных родителей? Иван.

Христос Воскресе! Обязанности крестных родителей проистекают от их значения в жизни крестников. Крестные - это те люди, которые в связи малолетством своих крестников произносят за них обеты Святого Крещения, просят для своих крестных детей "доброй совести" (1Пет3:21) у Господа. Они за своих духовных детей отрекаются от сатаны, сочетаются Христу и исповедуют свою веру, читая за них Символ веры. Крестные как бы восполняют недостаток веры, ее неразвитость у малышей. Мы крестим детей по вере восприемников и по вере родителей как самых близких людей. Крестные - это не просто друзья семьи, не просто "хорошие ребята". Они путеводители ребенка ко Христу, они духовные наставники. В Евангелии сказано: "...Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф15:13). Главное требование к крестным- быть "духовно зрячими". Главная обязанность - жить по вере, быть православным в жизни.
Крестные должны молиться за своих духовных детей, учить их молитвам, наставлять в православной вере, водить их на причастие. Но невозможно научить всему этому детей, если ты "верующий в душе", если ты только номинально православный. Невозможно преподать опыт церковной жизни, если ты сам им не обладаешь. Но, если все же не церковный человек захотел стать крестным, что делать? Путь один - воцерковляться самому, учится молиться, изучать Евангелие, участвовать в церковных Таинствах, приобретая благодатный опыт церковной жизни, чтобы было чем делиться с крестником. Быть крестным - большая радость, но и колоссальная ответственность! Помоги Господь!

протоиерей Георгий Кривенко


Расскажите пожалуйста как обрести смирение, а вместе с ним и душевный покой? Анастасия.

Христос Воскресе! Анастасия, душевный покой является естественным следствием смирения. Об этом говорит сам Господь: « ...Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф.11:29). О том, как достигнуть смирения учат многие святые отцы. Стяжать эту добродетель можно исполнением Евангельских заповедей и молитвой. Делатель Евангельских заповедей может прийти к осознанию своей немощи и греховности, невозможности спастись своими силами. При этом, если человек не занимается самооправданием и, с другой стороны, уповая на Господа, гонит прочь уныние, он может достигнуть смирения. Для достижения смирения мало одного самоукорения, прп.Иоанн Лествичник говорит:"Не тот проявляет смиренномудрие, кто осуждает себя... но тот, кто, будучи укорен другим, не уменьшает к нему любви."

Смирение, как и любая добродетель, должна быть с рассуждением. Свт.Димитрий Ростовский учит: "Однако смирен будь не безрассудно, но смиренномудрствуй в разуме, не бессловесно перед всяким безрассудством смиряйся, чтобы не уподобиться бессловесному животному. Ибо смирение, как и все иное, с разумом приемлется, без разума же отвергается. И бессловесные животные часто бывают смиренны, но не в разуме, и потому никакой похвалы не достойны." Таким образом, смирение стяжается на пути тщательного исполнения Евангельских заповедей. Пытаясь исполнить заповеди человек осознает свою немощь и духовную нищету- это начало смирения. Любовь к тем, кто тебя укоряет показывает, что ты на верном пути к смирению. Но смирение должно быть с рассуждением, не во всех ситуациях нужно смиряться. Иногда трусость перед распоясавшимся злом выдают за "смирение". О такой ситуации можно сказать:"Молчаньем предается Бог". Помоги Господь!

протоиерей Георгий Кривенко


георгий

С 1 по 15 мая на ваши вопросы ответит настоятель Архиерейского подворья Храма в честь Рождества Христова г. Обнинска протоиерей Георгий Кривенко.

Родился 25 января 1976 г. в г. Туле.

В 1993г. закончил среднюю школу.

С 1993 по 1998 г. обучался в Тульском государственном университете.

С 1994 г. нес различные послушания в храмах г.Тулы.

В 1999 поступил в Калужскую духовную семинарию, которую закончил в 2003 году.

В 2015 г. закончил магистратуру Калужского государственного университета им.К.Э. Циолковского.

8 июня 2000 г. рукоположен в сан диакона, а 15 сентября 2001 г. в сан иерея.


Отец Игорь, я совершаю много хороших поступков и жду, что люди заметят и оценят мои дела, а когда этого не происходит, я раздражаюсь и злюсь. Что делать? С уважением Анна.

Уважаемая Анна, перечитайте Нагорную проповедь, в частности, совет, который дает нам Спаситель: «Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Это применимо не только к милостыне, но и к другим делам. Не ожидая похвалы и награды от людей, Вы не будете раздражаться, если кто-то не заметит сделанного Вами. Но при этом всегда помните, что все видит Господь, Который и намерение наше ценит, и за все наши добрые дела воздает нам сторицей.

иерей Игорь Горня


горняС 16 по 30 апреля на ваши вопросы ответит руководитель отдела религиозного образования и катехизации Калужской епархии, клирик Свято-Георгиевского собора г. Калуги иерей Игорь Горня.

Родился 19 июня 1981 г. в городе Бельцы. Окончил Калужскую духовную семинарию. Женат, воспитывает двух детей.

 

 

 

 


Можно ли посещать православному христианину театр во время поста? Игнат.

На мой взгляд, дорогой Игнат, посещение театра, и не только в пост, должно быть с рассуждением. Конечно, пост— это не время развлечений. И во многом ответ на Ваш вопрос зависит от воцерковлённости самого человека, серьёзности отношения к своей духовной жизни. В том случае, если речь идет о традиционной постановке произведения классической литературы или о православной театральной постановке (которые тоже стали сейчас встречаться), то греха не будет и в пост посетить такой спектакль. Что касается всевозможных постмодернистских постановок, с откровенно безнравственными, а то и прямо кощунственными элементами в сюжете, на их просмотр христианину из-за их вредности для души не стоит вообще тратить свое время. Но для православного христианина, воцерковлённого человека, который воспринимает Великий Пост как возможность настроиться на внутренний строй жизни души и её немощи, подобные посещения будут не востребованны, поскольку будут мешать проводить это время духовного подвига молитвенно и сосредоточенно. Ведь главная цель поста- это помочь себе приобрести внутренний духовный настрой для осознания своей телесной и духовной немощи пред Богом, чтобы через покаянную печаль о своих грехах и решимость изменить свою жизнь, очистится от грехов и быть со Христом здесь, и в вечности.

Протоиерей Андрей Резван

 


Отец Андрей, на сколько страшно для христианина наличие татуировок на теле? Как сильно их присутствие влияет на спасение души? Вика.

Здравствуйте, Вика! Очень актуальный вопрос не только для современной молодёжи, но и для более зрелых людей. Казалось бы, невинное желание «разукрасить своё тело письменами или красивыми рисунками» было известно ещё в древности. Ради справедливости надо сказать, что эти «рисунки» носили совершенно иной характер в восприятии людей, чем сейчас и самое главное, в формировании социального мнения, и положения в обществе. То, что сейчас преподносится как брутальность и крутизна раньше носило характер зависимости и низкого социального статуса. В Древнем Риме наколки делались рабам, чтобы в случае побега легко можно было определить с кем имеешь дело. Также наколки были частью ритуала посвящения в жрицы любви языческой богини Астарты. Сакральность этого действия была настолько серьёзна и духовно опасна для человека, что Бог, видя отступление людей в нечестие и сатанизм повелел: «Не накалывайте на себе письмен. Я Господь!» (Лев. 19, 28). В чём же дело? Дело в том, что эти наколки (tatoo- тату) служили приобщением человека к совершенно иному не Божьему сакральному миру падшей сатанинской духовности, тем самым явственно свидетельствуя о серьёзном повреждении и зависимом состоянии внутреннего духовного мира человека. В более позднее время наколки (tatoo- тату) были визитной карточкой людей, отсидевших за преступления в местах лишения свободы, опять же как знак и свидетельство посвященности в мир греха, беззакония и порока. Бывшие заключённые могли по наколкам определить какое преступление человек совершил, сколько сидел в тюрьме и где отбывал наказание. Но самое страшное то, что современный человек совсем забыл, что он сотворён по Образу и Подобию Божию! Как можно на картину великого Рембрандта или Васнецова, или Икону преподобного Андрея Рублёва сверху нанести татуаж из бабочек, розочек или фантастических узоров! Человек— это храм Духа Святаго и дополнять то, что тебе не принадлежит, и уже запечатлено Святым Духом в Таинстве Миропомазания, значит осквернять благодать Божию. Что же делать тем, кто уже имеет наколки на своём теле? Вопрос совсем не праздный потому, что рано или поздно приходит прозрение. А это создаёт человеку массу проблем, если сам человек по тем или иным соображениям захочет поднять свой социальный статус или культурное окружение, или поменять работу. Ведь не секрет, что на многих высокооплачиваемых специальностях требуют соблюдать строгий dress code из-за моральных, этических или иных соображений. В таком случае, наверное, может помочь только искусный косметический хирург, чтобы аккуратно «стереть» наши поспешные легкомысленные решения. Да даст же нам Господь выражать неподражаемость, креативность и красоту своей души в интеллекте, в добром свидетельстве нашей христианской жизни! Чтобы люди, не знающие Христа, видя нашу праведную жизнь могли сказать, и мы хотим быть такими!

Протоиерей Андрей Резван


Что значит быть верным Богу Авраама, Исаака и Иакова? Как это проявляется в жизни христианина в наше время? Андрей.

Здравствуйте, Андрей! Спасибо за интересный вопрос! В начале нужно пояснить, что обращение и именование Бога «Богом Авраама, Исаака и Иакова» впервые упоминается в Ветхом Завете Библии в книге Исход. Сам Бог, в решающий исторический момент для Израильского народа, ослабленного страданиями в Египте, определяет верность Своим
обетованиям. Это тем более было важно, поскольку Моисей для порабощённых израильтян был сыном фараона и отношение к нему было соответствующее. Но Бог явился Моисею в земле мадиамской на горе Хорив в «горящем терновом кусте» (Исх. 3,6), чтобы открыть ему новые обетования и будущее мессианское служение для Израильского народа. Мы знаем, как Израильтяне трепетно относились к своей исторической памяти и скрупулёзно записывали свои родословные (а в Библии их не мало), и упоминание о праотцах Аврааме, Исааке и Иакове было для них знаком Богоизбранности и национальной идентичности, так же как и легитимности того, кто свидетельствовал об их духовных вождях. Мы видим, что и в нашей обыденной жизни, и тем более в жизни с Богом, в жизни Церкви, добродетель верности требует от человека многих основополагающих качеств, таких как: вера, доверие, честность, правдивость, искренность, а также и более высокого порядка таких качеств, как сила духа, сила воли, жертвенная любовь. Это всё в совокупности рождает в человеке укоренённость в правильном восприятии познанного. А следовательно, и саму добродетель верности. Господь хотел бы чтобы мы в своей жизни были верны Его обетованиям во всём! И в поступках к ближним, в исполнении порученного дела, в супружеских отношениях и даже в мыслях! Насколько это важно Господь открыл в Евангелии: «Верный в малом и во многом верен» (Лк.16.10). Верность обетованиям Божиим для самого Моисея сохранила жизнь и подарила будущность и надежду на избавление для порабощённого египтянами Израильского народа! Но если для Ветхого Завета необходимы были чудеса и знамения, для подтверждения правды, что Бог праотцов Авраама, Исаака и Иакова, это Истинный Бог верный Своему Слову, то для Нового Завета и для христиан это обоюдная реальность, Того же Бога, которая во всей полноте была открыта на Кресте. Крестная Жертва Христа и Его Воскресение являются для нас высшим проявлением любви и верности Бога к человеку при этом, естественно рождая и в нас те же чувства и добродетели.

Протоиерей Андрей Резван


 

резвС 16 по 31 марта на ваши вопросы настоятель Архиерейского подворья Храма Преображения Господня села Буриново протоиерей Андрей Резван.

Родился 19 июня 1973 г. в г. Павлограде республики Казахстан.

В 1890г. поступил в Павлоградскую среднюю школу №7, которую закончил в 1988 году.

С1988 по 1992 г. обучался в монтажном техникуме. 

В 1993 г. по благословению духовника Троице-Сергиевой лавры о. Кирилла (Павлова), нес послушание в обители преп. Сергия.

В 1994 поступил в МДАиС, в 1997 г. был обвенчан с девицей православного вероисповедания Н.В. Бахаревой.

12 декабря 1997 г. рукоположен в сан диакона, а 8 марта 1998 г. в сан иерея.

 


Для чего нужны во время Литургии молитвы "об оглашенных", если данного института уже нет в Церкви? С уважением, Игорь.

Молитвенные прошения об оглашенных, строго говоря, относятся к тем, кто уже готовится принять святое крещение. В этом убеждает и возглас священника в конце ектении об оглашенных: «Да и тии с нами славят пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков». В древности подготовка шла определенный период времени, когда желающие креститься слушали огласительные беседы и могли присутствовать за Литургией до ектении о верных перед Херувимской песнью. Но так как в настоящее время в нашей Церкви нет такого древнего института, то можно содержание ектении об оглашенных расширить и, когда диакон произносит её прошения, вполне уместно про себя молитвенно вздохнуть за тех близких, которые еще не родились водою и Духом для спасительной жизни в благодатном молитвенном опыте Церкви.

Протоиерей Сергий Третьяков


Отец Сергий, скажите, пожалуйста, почему в будние дни Великого поста не совершается полная праздничная Литургия, на которой мы молимся почти в течение всего года? Мария

Действительно, в дни Великого поста полная Литургия, на которой совершается освящение Даров, служится только по субботам и воскресным дням, а также в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. По субботам и в день Благовещения служится Литургия святителя Иоанна Златоуста, по воскресеньям - литургия святителя Василия Великого. В среду и пятницу совершается Литургия Преждеосвященных Даров (также эта Литургия служится в четверг 5-й седмицы, в первые три дня Страстной седмицы и в иные седмичные дни Великого Поста, если на этот день приходится праздник великого святого или храмовый праздник). Связано это прежде всего с тем, что Евхаристия наполнена высокой радостью о Христе Спасителе, это духовное торжество, Пир веры. Литургию, на которой совершалось освящение Даров, древние христиане даже называли Пасхой. Но эта высокая радость не согласуется с сокрушением и печалью о грехах, с какими должно проводить дни Великого поста. Однако постящимся необходимо укрепление Небесной пищей Тела и Крови Христовых и в будние дни. Для этой цели совершается Литургия Преждеосвященных Даров, за которой мы причащаемся Святых Таин, освященных на предыдущей полной Литургии.

Протоиерей Сергий Третьяков


Вопросы священникуС 1 по 15 марта на ваши вопросы ответит проректор Калужской духовной семинарии по учебной работе, руководитель отдела по культуре Калужской епархии, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана г. Калуги протоиерей Сергий Третьяков.

Родился 17 июля 1985 г. в г. Липки Тульской области. С 1992 г. обучался в Липковской средней общеобразовательной школе, которую окончил с золотой медалью.

В 2002 г. поступил в Калужскую духовную семинарию, окончил в 2007 г. С 2007 г. по 2010 обучался в Московской Духовной Академии при Свято-Троицкой Сергиевой лавре. В 2012 г. защитил диссертацию со степенью кандидата богословия.

27 декабря 2009 г. митрополитом Калужским и Боровским Климентом рукоположен в сан диакона, 19 августа 2010 г. рукоположен во пресвитера.

С 2014 года занимает должность руководителя отдела по культуре Калужской епархии. С 2015 года – проректор КДС по учебной работе.

В 2015 издана книга о. Сергия «Валаамские светильники духа. XX век», в 2016 занял I место на конкурсе «Просвещение через книгу».

В 2016 назначен настоятелем храма святых бессребреников Космы и Дамиана в г. Калуге.

 


Здравствуйте, батюшка! За что даются человеку дары от Бога? Если прочитать за время Великого Поста всю Библию, можно просить у Бога что-нибудь полезное, дар или другое по существу? Антон.

Дары есть разные - вещественные и духовные. Абсолютно все дары даются людям именно как ДАР - по милости Господней, т.е., по Его любви к нам. Но дары даются не просто по желанию или усилиям человека, но даются так, чтобы они и не навредили никому, и пользу принесли. А это зависит от самого человека - от его веры, возраста, сил, способностей, намерений... и смирения! Если человек даже сможет, а это ещё большой вопрос, сможет ли, прочесть за Пост всю Библию, то значит ли это, что Господь обязан дать ему за это какой-то дар? Или что человек станет способен этот дар принять с пользой для себя и других? И что человек считает дарами? Ведь мы должны искать не даров, но исправления себя и спасения! А высшим и важнейшим даром является то, чтобы быть со Христом и в этой жизни, и в будущей! Поэтому такая постановка вопроса - прочесть и получить дары - опасна и она, по сути, не является православной, но торгашеской.

игумен Никон (Краснов)


Чем отличается святой преподобный человек от простого верующего? С уважением Иван.

Преподобный человек достиг христианского совершенства. Он настолько усердно исполнил и исполняет все Заповеди, что его душа приобрела подобие Самому Спасителю (насколько это возможно человеку). А Господь в ответ даровал ему многую Благодать, которая, собственно, и освятила человека, сделав его, из прежнего ветхого, духовно обновлённым, т.е., святым.

игумен Никон (Краснов)


НиконС 15 по 28 февраля на ваши вопросы ответит настоятель Свято-Троицкого храма с. Шалово игумен Никон (Краснов).

Родился 13 июня 1961г. в с. Строкино, Колосовского района. 

В 1978г. окончил среднюю школу и поступил в Туркменский государственный университет. 

С 1982 по 1984 годы проходил службу в армии на должности командира парашютно-десантного подразделения.

С 1993 по 1995 годы был послушником в Свято-Введенской Оптиной Пустыни.


Здравствуйте отец Андрей. У меня есть подруга, она хочет креститься. Я знаю, что взрослым крёстные не нужны, но она хочет, чтобы я была крёстной. Можно ли, или категорически нет? Анна.

Здравствуйте Анна. В Православной Церкви при совершении Таинства Крещения над младенцами, необходимо присутствие крестных родителей. Кроме этого, некоторые взрослые люди на момент принятия святого таинства так же желают иметь крестных.

Наличие крестных родителей во время крещения младенцев обусловлено тем, что сам по себе ребенок еще не может открыто высказать свою веру во Христа, сочетаться с Богом, отвергнуться сатаны и всех дел его. Именно поэтому за младенца это делают крестные родители. Сами по себе крестные берут на себя ответственность за воспитание ребенка в православной вере. Они свидетельствуют перед Богом за младенца.

С крещением взрослых людей ситуация иная. Взрослый человек вполне может сам принимать решения о вступлении в Церковь. Взрослые люди, находясь в ясном уме, сами свидетельствуют свою веру, сочетаются Богу и дают "обещание" стараться жить, сообразно божественным заповедям. Именно поэтому крещение взрослых людей совершается без крестных родителей.

Однако стоит упомянуть о том, что некоторые взрослые люди все же желают иметь крестных. Святая Церковь не может дать на это запрет, но, при этом, самому крещаемому нужно понимать, что в такой практике нет необходимости.

Часто крестными родителями взрослые люди выбирают друзей. Именно такая ситуация сложилась и у вас. Причину в этом можно рассмотреть не столько религиозную, сколько бытовую. Некоторые считают такую практику утверждением в дружбе.

Таким образом, можно говорить, что наличие крестных при крещении взрослых людей не имеет необходимости. Однако те, кому сильно этого хочется, могут выбрать себе крестных. Такая практика не вредит крещаемому, но и не несет в себе особого смысла, превращая наличие крестных в обычную формальность.

иерей Андрей Беловинцев 


С 1 по 15 февраля на ваши вопросы ответит руководитель молодежного отдела Калужской епархии, настоятель храма преподобных старцев Оптинских в п. Дугна иерей Андрей Беловинцев.

Иерей Андрей родился 25 февраля 1983 года в г Калуга. Закончил среднюю школу в 2000 году и поступил в Московский Государственный Университет им. Н.Э. Баумана.

В 2008 г. поступил в Калужскую духовную семинарию, которую окончил в 2013 г.

27 марта 2010 года рукоположен в сан диакона, а 28 ноября того же года в сан пресвитера. 

В 2017 году окончил магистратуру КГУ им. К.Э. Циолковского.

25 января 2012 года назначен настоятелем храма преподобных старцев Оптинских в поселке Дугна.


 Дорогой батюшка, совсем скоро начнется Великий пост и я, как православный христианин хочу пройти его правильно, дайте пару советов как лучше это сделать? Константин.

Доброго здравия, милости и помощи Божией Константин. Подготовка к Великому посту начинается за четыре недели и три Седмицы или 21 календарный день. Почему так? В церковнославянском языке словом «неделя» именуется воскресенье, т.е. день, когда ничего нельзя делать, нужно отдыхать и посвятить время Богу. «Седмицей» называется привычная нашему языку неделя или семь календарных дней. В 2018 году Великий пост начинается 19 февраля, в Чистый понедельник, и продлится до 7 апреля. В 2018 году Пасха празднуется 8 апреля.

Неделя о мытаре и фарисее - первая неделя (воскресенье), с которой берёт свое начало подготовка к Великому посту в 2018 году, выпадает на 28 января. Это Неделя о Мытаре и Фарисее. Название недели взято из одноименной притчи Евангелия, которая гласит о том, что человеку грешно хвалиться и любоваться своими деяниями. Гордыня – главное препятствие на пути к покаянию и духовному очищению. Истина лишь та вера, которая не несет в себе самолюбования и превозношения. 28 января — 3 февраля – Сплошная или Всеядная седмица. Пост ещё не соблюдается, разрешено есть все, в том числе и скоромную пищу (мясо, яйца, молоко, рыбу). Приём пищи дважды в день, среда и пятница – не исключение. Неделя о блудном сыне Окончание Сплошной седмицы – 4 февраля – зовётся Неделей о блудном сыне. В этот день рассказывается притча, в которой сын, получив в наследство от богатство отца, прогулял его в праздной жизни. Осознав свой грех, сын пришел к отцу просить покаяния и милостыни. Отец, увидев прозревшее чадо, обрадовался и простил нерадивое дитя. Притча учит верующих доброте, осознанию своих греховных деяний, покаянию перед Господом, а также способности к прощению и милосердию. Таким образом, блудный сын — это условных образ каждого, кто отстал от Веры, погряз в греховности. Притча показывает, что вовремя осознать, что выбранный путь неверен, и прийти к Богу с покаянием – единственно верный путь, ведущий к спасению души.

Следующая седмица длится с 5 по 11 февраля и носит название Пёстрой. Это время чередования постных дней (среда и пятница) с обычными. Согласно церковному писанию, эта неделя считается неблагоприятной для вступления в брак и сватовства. 10 февраля – Вселенская родительская суббота. В церковном календаре существуют специальные дни поминовения покойных. В это время в церкви происходит обряд служения панихиды, называемый Вселенским. В Родительскую субботу на поминальный стол приносится жертва (скоромная пища за исключением мяса). Принято почитать память всех усопших (не только родителей и родственников), в том числе и тех, кто ушёл в мир иной внезапно. Неделя о страшном суде 11 февраля – окончание Пёстрой седмицы, зовётся Неделей о Страшном суде или Мясопустной неделей. Сия Неделя – последняя перед Великом постом, когда на стол разрешено подавать мясную пищу. Во время службы вспоминают притчу о Страшном суде живых и мертвых, чтобы человек не уповал на Господа в том, что все его грехи после покаяния будут отпущены. Надеясь на милосердие Господа, люди предаются беспечности и перестают волноваться о том, что за совершенные греховные деяния во время Суда придется ответить. Время с 12 по 18 февраля 2018 года – завершающая Седмица перед Великим постом. Именуется Сырной, Мясопустной или Масленицей. Мясную пищу употреблять запрещено, все остальное, в том числе рыба, яйца, молоко и молочные продукты – не ограничено. Люди пекут блины, угощают друг друга. Время для всеобщего веселья, уличных веселых гуляний, встреч с родными, праздничного застолья. Каждый из масленичных дней – по-своему важный и имеет свое название. Масленичная неделя 17 февраля, Суббота – первый по-настоящему яркий и веселый день Масленицы. Считалось, что чем ярче и разгульнее Масленица, тем богаче будет жизнь. Воскресенье – последний день масленичных гуляний. Люди, устав от шумного веселья, собираются в церкви на службах. Воскресенье перед Великим постом В 2018 году 18 февраля – завершающий день Масленицы, заключительный день подготовки к Великому посту 2018. Также его именуют Прощённым воскресеньем или Сыропустной неделей.

В последний раз перед началом поста разрешается употреблять в пищу масло, молоко и молочные продукты. Народу предполагается следовать в храм, где после вечерней службы совершается особый обряд, во время которого все прихожане просят друг у друга прощения, а у церкви и Бога — отпущения грехов, чтобы войти в Великий пост с чистой душой и светлыми помыслами. Также в этот день вспоминают изгнание Адама из Рая. Тем самым показывается, что человек, своевольно отдалившись от церкви (как Адам) теряет связь с духовным миром. Церковь – Рай на земле, и человеку следует осознать, что только вблизи к церкви он сможет быть по-настоящему счастлив, чист душой, помыслами и действиями.   

Протоиерей Игорь Князев


Здравствуйте, отец Игорь. Что из себя представляет Крещенская (Богоявленская) вода? Может ли такая вода лечить болезни? С уважением Варвара.

Доброго здравия, милости и помощи Божией Варвара! Благодарю Вас за интересный вопрос и с радостью отвечу вам.

Агиа́сма (святыня) — в Православной Церкви название святой воды, освящённой в храме по-особому чинопоследованию. А что тогда такое Великая агиасма? Великая агиасма — вода, освящённая по чину великого освящения в день праздника Богоявления (19 января), а также накануне в Крещенский сочельник. Чин освящения, который совершается в праздник Богоявления, называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в котором Церковь видит не только таинственное омовение грехов, но и действительное освящение самого естества воды через погружение в нее Бога по плоти.

По учению Церкви, агиасма — не простая вода духовной значимости, но новое бытие, духовно-телесное бытие, взаимосвязанность Неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное. Православная церковная традиция рассматривает великую агиасму, как своего рода низшую степень Причащения (даже сам сосуд для освящения воды напоминает по форме потир). В случаях, когда на христианина накладывается епитимия и запрет на причащение, то делается указанная в канонических правилах оговорка: «Точию агиасму да пиет».

Вы спрашиваете, может ли такая вода лечить болезни? В самом Чине Великого освящения воды произносятся такие слова «О еже бытии воде сей,...грехов избавлению, во исцеление души и тела...»

«Освященная вода, — как писал святитель Димитрий Херсонский, — имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею». Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни. Преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой богоявленской воды.

Преподобный Амвросий Оптинский смертельно больному послал бутылку со святой водой — и неизлечимая болезнь к изумлению врачей отошла. 

Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Старец говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, — нет.

 Протоиерей Игорь Князев


кС 16 января по 31 января на ваши вопросы ответит настоятель храма Спаса Нерукотворного г. Кондрово протоиерей Игорь Князев.

Протоиерей Игорь родился 16 февраля 1966 года в посёлке Бабынино Калужской области. Закончил среднюю школу в 1981 году и поступил в Калуский совхоз-техникум. 

29 ноября 1992 года рукоположен в сан диакона, а 7 марта 1993 года в сан пресвитера.

4 апреля 1993 года назначен настоятелем храма Спаса Нерукотворного в городе Кондрово.

Окончил Калужскую духовную семинарию в 2012 году.

В 2015 году окончил магистратуру СПбДА.

Член епархиального совета Калужской Епархии.

 


Как отличить человека бесноватого от страдающего психическим расстройством? Антонина.

Уважаемая Антонина, попытаюсь ответить на Ваш вопрос. Белгородский старец, архимандрит Серафим Тяпочкин, когда к нему привозили людей с подобными проблемами и просили его помощи, благословлял привести «больных» на Божественную Литургию и понаблюдать за их поведением. Если человек болен духовно, он не может стоять на службе, ведет себя неадекватно, иногда даже высоко подпрыгивает и совершает другие странные действия. Те же, у кого расстройство психическое, спокойно стоят и молятся. То есть, главным критерием является то, как человек реагирует на присутствие Святого Духа, который действует в Таинствах Церкви и подается через святыни: Честной Крест, иконы, святую воду... Люди духовно больные, бесноватые, не переносят всего этого.

Не надо спешить приписывать психически нездоровым людям беснование и тут же вести на отчитку (кстати, покойный патриарх Алексий II высказывался против отчиток). Человек с неустойчивой психикой очень впечатлителен и, попадая на этот чин, начинает принимать общий настрой, который там присутствует, и от этого становится еще сложнее ему помочь, поскольку его заболевание смешивается с теми впечатлениями, которые он получил. Поэтому я не советовал бы самому принимать поспешные решения, а лучше обратиться к духовно опытным священникам.

Протоиерей Андрей Богомолов


Могут ли крестные родители ребенка вступать в брак друг с другом? Светлана.

Крестные родители одного ребенка могут вступить в Церковный брак друг с другом, но только по благословению правящего архиерея. Такое решение принял Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, прошедший в Москве с 29 ноября по 2 декабря 2017 года. Это допущение включено в документ «О канонических аспектах Церковного брака» с учетом указа Священного Синода от 31 декабря 1837 года.

Протоиерей Андрей Богомолов


богомоловС 1 января по 15 января на ваши вопросы ответит член Епархиального совета, настоятель храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы, "что на рву" в г. Калуге протоиерей Андрей Богомолов.

Протоиерей Андрей Богомолов родился 1 марта 1971 года.

В 1995 году рукоположен архиепископом Калужским и Боровским Климентом в сан пресвитера и в 1996 году назначен настоятелем Покровского храма в г. Калуге.

Член епархиального совета Калужской Епархии, духовник Калужской духовной семинарии.

 


Здравствуйте, о. Антоний! Вы служите в деревне, как и многие другие священники. Чем может батюшка заниматься в свободное время, разрешается ли работать, иметь свой бизнес? Людмила.

Спасибо, Людмила, за вопрос. Действительно, есть приходы городские, есть деревенские, но я не могу назвать наш приход исключительно деревенским, да и не вижу в этом разницы. Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в с. Тимашово находится на перекрестке трех дорог, которые соединяют города: Боровск, Малоярославец, Обнинск, поэтому мимо нашего храма всегда проезжает много машин. Наш храм открыт ежедневно, и в будние дни у нас проходят вечерние богослужения. Очень редко, когда приходят люди на службу вечером, обычно 1-2 человека. Однажды, уже отчаявшись в том, что никого нет на службе, я вышел на дорогу, встал на обочине и начал голосовать. Люди проезжают, видят, стоит батюшка, в подряснике, с крестом на груди. Голосует, значит ему нужно куда-то ехать. Останавливаются, спрашивают. Я говорю - вы никуда не спешите? Отвечают - нет. Тогда я им говорю: приглашаю вас посетить наш храм. Многие удивляются, благодарят, иногда соглашаются, и мы вместе идем в храм. Знакомимся. Люди пишут записки, ставят свечки, служим краткий молебен или панихиду. И вот уже с человеком налаживается контакт. Люди задают вопросы, проходит невольный страх перед храмом, священником. Очень часто бывает, когда кто-то снова приезжает. По возможности дарю своим гостям книгу или календарик. Ну, а тем, кто спешит и не может в храм зайти, желаю доброго пути, Ангела-хранителя, и также вручаю им книжку за то, что проявили милость, хотели сделать доброе дело - подвезти батюшку.

А в деревне свои прелести приходской жизни. Деревенский священник - это человек, которого все знают и у которого двери всегда открыты. Батюшка сразу видит нового зашедшего человека в храм. Особенно это заметно в летний период, когда приезжает много и дачников, и детей, отдыхающих на летних каникулах. Это возможность рассказать людям о Евангелии, о церковной жизни и праздниках. Главное, быть искренним и не лениться. Что касается внебогослужебной деятельности, то у каждого священника кроме службы есть свое послушание: посещение больниц, школ, детсадов, участие в общественной, культурной, социальной жизни того района, благочиния, где находится его храм. Священнику не благословляется вести свой личный бизнес, так как это будет мешать (отвлекать) его служению. Священник, занятый мыслями личного обогащения или только заботящийся о пропитания своей семьи, идет вразрез с евангельской заповедью «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его...». Господь никогда не оставит своего верного служителя и его семью без пропитания.

Протоиерей Антоний Сомик


Добрый день, батюшка! Дети хотят встретить Новый год. Можно ли это сделать, соблюдая пост? Дмитрий.

Здравствуйте, Димитрий! Встреча Нового года – это, прежде всего, надежда людей, что будущий год будет лучше. Дети ждут подарков, верят в чудеса и загадывают желания. Взрослые готовят угощения, приглашают гостей и близких. И все бы ничего, если бы не Рождественский пост. Наступает время выбора: как совместить Новый год и Рожественский пост? Пост по-другому именуют воздержанием. Пост напоминает нам о том, чтобы мы воздерживались от греха, а свой ум, сердце, волю, чувства мы собрали в единое целое и все это принесли как дар Богомладенцу Христу в день Его Рождения. Возможно ли это, когда такая новогодняя суета царит вокруг? Возможно. Наполните встречу Нового года духовным смыслом. Вместо просмотра телевизора, вместе с детьми посетите храм. Если нет возможности посетить храм, помолитесь дома святителю Николаю Чудотворцу, попросите благословение на грядущий год. В Новогодние каникулы можно собраться и за праздничным постным столом. Главным праздником будет то, что вы всей семьей собрались вместе, имеете возможность пообщаться. Никто не отменяет спортивные игры, забавы с детьми, прогулки на свежем воздухе. Главное, чтобы потраченные силы на встречу и проведение Нового Года послужили вам на укрепление вашей семьи, а не на увеличение головной боли или болезни желудка. Новогодние каникулы – лучшее время начать новую, добрую, здоровую жизнь.

Протоиерей Антоний Сомик


Добрый день! Что самое главное для современного батюшки? Что он сам должен знать и уметь, и чему, в первую очередь, должен учить прихожан? Заранее спасибо! Игорь.

Здравствуйте, Игорь! Спасибо за вопрос. Вы заставили мое сознание немного встрепенуться и проснуться. А действительно: что главное для современного священника? Может храм, богослужение? Но священники служили и в тюрьмах, и на квартирах. Может присутствие большого количества молящихся, но св. прав. Алексей Мечев восемь лет служил один. Может знание текстов Священного Писания и их толкования? Но святые апостолы были простыми рыбаками, некнижными людьми, а просветили всю вселенную Светом Евангельским. Самое главное для священника - стать сосудом, в котором будет жить Дух Святой. И, руководимый Духом Святым, он сам должен приносить плоды Духа Святого - любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. И этому должен учить своих прихожан. Только с таким сердцем и такими чувствами можно приступать к Великому Священнодействию -  совершению Святой Божественной литургии.
Для современного батюшки, как и для его предшественников, вплоть до ветхозаветных, важно самому исполнять то, чему он учит своих прихожан. Не накладывать «бремя неудобоносимое». Причем если он дает кому-то послушание делать по сто поклонов в день, значит, сам он должен делать двести. Если говорит причащаться чаще, значит и сам должен служить максимально, по мере возможности и сил. Если он не светит, как светильник всем, значит и нельзя его ставить на подсвечник. А учить прихожан он должен, прежде всего, двум главным Евангельским истинам: любить Бога и любить ближнего.

Протоиерей Антоний Сомик


Добрый день! Подскажите, пожалуйста, я несколько лет назад был крестным, в ближайшее время стану крестным у другого ребенка - обязательно ли мне проходить оглашение (собеседование для крестных перед таинством крещения)? С уважением, Евгений.

Здравствуйте, Евгений! Любое собеседование или беседа со священником перед крещением служит, прежде всего, знакомством с христианством, православной верой, духовной жизнью. Каждый человек, поговорив со священником, должен загореться живой верой в Бога. Если вы были на собеседовании, и после беседы ваша жизнь никак не изменилась, придите еще раз. Возьмите с собой и родителей ребенка. Главное, не стесняйтесь того, что вы чего-то не знаете. А как, вы спросите, должна измениться жизнь? Если у вас появится желание задавать новые вопросы батюшке, значит, слова священника затронули глубинные струны вашей души. Люблю такой пример. Если после беседы со священником вы выкинули пачку сигарет и погрозили ей кулаком, значит, батюшка не зря потратил время, общаясь с вами. Если после такой беседы, придя домой человек впервые возьмет в руки молитвослов и начнет читать молитвы, пусть не все сразу понимая, ангелы на небесах возрадуются, а бесы возрыдают.
Если воцерковленный человек уже не первый раз становится крестным родителем, надо ли ему лично проходить каждый раз «экзамен» перед крестинами решает священник, который совершает Таинство. Когда такой человек ходит постоянно в один храм, и священник (настоятель) его хорошо знает, то он может допустить его быть крестным без дополнительного собеседования. Этот вопрос священник на приходе решает лично, без специальных «правил».

Протоиерей Антоний Сомик


СомикС 20 декабря по 31 декабря на ваши вопросы ответит член Епархиального совета, настоятель храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы в д. Тимашово Боровского района протоиерей Антоний Сомик.

Протоиерей Антоний Сомик родился 30 января 1980 г. в г. Ишиме Тюменской области.

В 1998 г. закончил Боровскую среднюю школу и в том же году поступил в Калужскую духовную семинарию, которую закончил в 2003 г.

В 2003 г. рукоположен архиепископом Калужским и Боровским Климентом в сан пресвитера и в 2004 г. назначен настоятелем Храма Рождества Пресвятой Богородицы в с. Тимашово.

Член епархиального совета Калужской Епархии. 

Архив новостей

2024
Май
пн вт ср чт пн сб вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика