Составлено Н. Пестовой.
1. Нынешние выборы, судя по прогнозам, будут отмечены жесткой борьбой за голоса избирателей: уже есть прецедент, когда претендентов заранее выключают из игры непарламентскими методами. В этой связи есть опасения, что кандидаты в депутаты будут всячески спекулировать на доверии народа Русской Православной Церкви и Патриарху, дискредитировать Церковь. Особенно это на руку тем кругам, которые отнюдь не разделяют радости христианского мира по поводу великой даты 2000-летия Рождества Христова и готовы стереть Православие с лица земли. Я не собираюсь сгущать краски, мне хватило одного примера по Калуге, когда недавно на встрече одного кандидата с избирателями в его поддержку выступал на сцене народного дома некто "архиепископ" Петербургский Сергий (которого нет в помине в РПЦ) в манере, недостойной церковного иерарха, но никто, в том числе местная пресса, не усмотрел в этом подвоха, приняв всё за чистою монету – мне хватило одного этого примера, чтобы встревожиться. Готова ли наша Церковь к таким испытаниям, есть ли возможность обезопасить её от провокаций?
- С какими показателями Калужская епархия подходит к празднованию великой даты (количество возрожденных монастырей, храмов, духовных школ, социальных объектов, количество священства в сравнении с тем, что было до 1917 года) ?
Вопрос понятен, но в нем содержится что-то светское, оставшееся от того времени, когда все учитывали по внешним показателям - количеству сделанного, произведенного, выращенного и т.д. Церковь имеет другую задачу – содействовать спасению людей, приводить людей ко Христу, чтобы, приняв Крещение, человек стал жить обновленной жизнью во Христе. Внешние факторы – количество храмов или духовенства – не может быть полноценным показателем того, насколько достигается эта цель, и в каком духовном состоянии находится общество. Такой же подход мы часто встречаем у людей, когда они судят о своем духовном состоянии, сводя свою духовную жизнь к количеству посещений храмов, забывая при этом о своем внутреннем состоянии.
1. Ваше Высокопреосвященство, Вы только что совершили освящение храма. Что Вы скажете об этом храме и вообще об освящении храма, о значении его для человека.
Да, только что мы освятили один из древнейших храмов нашего города - храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В исторических описаниях он именуется Покрова "на рву". Горожане очень любили этот храм, он привлекал к себе прекрасной архитектурой (архитектурными формами), а также многими святынями.
Вопрос: Какие события повлияли на ваш выбор жизненного пути?
У меня с детства было стремление стать священнослужителем. Помню, придя из храма с братом, он сейчас тоже епископ, управляет Тобольской епархией, мы с ним продолжали “служить” дома, т.е. у нас игрой было совершение служб. Дом у нас был как бы церковь, одна комната становилась алтарем, туда никто не мог заходить. Брали молитвослов, и пели песнопения из богослужений. По очереди служили и были на клиросе, скатерть со стола была вместо фелони. Совершали каждение дома, кропили святой водой. У нас с ним в том возрасте было стремление служить Богу и Церкви.
1. Вопрос: На рубеже 2000 летия Благой Вести и в канун празднования 200 летия Калужской епархии какие задачи призвана решать Ваша епархия в области катехизации, религиозного образования и миссионерской деятельности как неотъемлемая часть Русской Православной Церкви?
Независимо юбилейный год или в предверии какой даты мы находимся, во все времена Церковь призвана решать одну задачу, как донести Благую Весть о нашем спасении во Христе всем людям, что человеку надо делать, чтобы наследовать жизнь вечную, живя в конкретных условиях и в конкретное время. Естественно, имея одну задачу, каждое время имеет свои особенности, свой окружающий контекст, в котором Церковь осуществляет свое служение, и наше время не является исключением. Оно во многом отличается от преждних эпох, и Церковь должна это учитывать. Церковь осуществляет свою миссию в обществе, которое не просто не знает Бога, а духовно искалечено.
1. Несмотря на неодобрение общества и запрет Министерства образования программы полового воспитания школьников внедряются в разных городах России. Есть такая опасность и в Калуге. Ваше Высокопреосвященство, каково отношение Церкви к этому вопросу?
Естественно, Церковь относится крайне отрицательно к введению программ полового воспитания в учебных заведениях. Вредность такого просвещения очевидна. Школа, давая знания подрастающему поколению по естественным и гуманитарным наукам, призвана формировать целостную личность в каждом ребенке, готовить будущих граждан России, психически и нравственно здоровых людей. Известно, что детский организм более восприимчив к любой информации. Человек и в старости отчетливо помнит то, что происходило с ним в детстве.
- Вы часто, можно сказать каждую неделю стали посещать город Обнинск. Чем это вызвано?
Скрывать не буду. Есть две причины: первая, в Обнинске не простая сейчас духовная обстановка, и она меня беспокоит. Православные Обнинска вверены моему попечению, а поэтому в настоящей ситуации я должен проявлять особое внимание. Я и раньше уделял внимание Обнинску, но события начала года показали, что мне необходимо более часто посещать город и недостаточно иметь беседы только с духовенством, но они необходимы и с простыми верующими. А во вторых, причина моего более частого посещения Обнинска это мы приступаем к строительству в городе храма.
ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО КЛИМЕНТА, МИТРОПОЛИТА КАЛУЖСКОГО И БОРОВСКОГО освященному клиру, честному иночеству и боголюбивой пастве - всем верным чадам Калужской епархии Русской Православной Церкви.
«Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1 Кор. 15, 55)
ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО КЛИМЕНТА, МИТРОПОЛИТА КАЛУЖСКОГО И БОРОВСКОГО освященному клиру, честному иночеству и боголюбивой пастве - всем верным чадам Калужской епархии Русской Православной Церкви.
«Христос раждается, славите! Христос с небес, срящите!»
(первый ирмос Рождественского канона)
ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО КЛИМЕНТА, МИТРОПОЛИТА КАЛУЖСКОГО И БОРОВСКОГО освященному клиру, честному иночеству и боголюбивой пастве - всем верным чадам Калужской епархии Русской Православной Церкви.
«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа,
по великой Своей милости возродивший нас воскресением
Иисуса Христа из мертвых к упованию живому» (1 Пет. 1, 3)
ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО КЛИМЕНТА, МИТРОПОЛИТА КАЛУЖСКОГО И БОРОВСКОГО освященному клиру, честному иночеству и боголюбивой пастве - всем верным чадам Калужской епархии Русской Православной Церкви.
«Таинство странное вижду и преславное:
небо – вертеп; Престол Херувимский – Деву;
ясли – вместилище, в них же
возлеже невместимый Христос Бог»
(ирмос 9-й песни канона Рождества Христова)
ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО КЛИМЕНТА, МИТРОПОЛИТА КАЛУЖСКОГО И БОРОВСКОГО освященному клиру, честному иночеству и боголюбивой пастве - всем верным чадам Калужской епархии Русской Православной Церкви
«Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите
горнего, где Христос сидит одесную Бога;
о горнем помышляйте, а не о земном» (Кол. 3,1-2)
ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО КЛИМЕНТА, МИТРОПОЛИТА КАЛУЖСКОГО И БОРОВСКОГО освященному клиру, честному иночеству и боголюбивой пастве - всем верным чадам Калужской епархии Русской Православной Церкви.
Возсиял еси, Христе от Девы, разумное Солнце Правды,
и звезда Тя показа в вертепе вмещающася невместимаго.
(Вечерня Рождества Христова, тропарь на паремиях)
ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО КЛИМЕНТА, МИТРОПОЛИТА КАЛУЖСКОГО И БОРОВСКОГО освященному клиру, честному иночеству и боголюбивой пастве - всем верным чадам Калужской епархии Русской Православной Церкви.
«О Пасха! Избавление скорби, ибо из гроба днесь
яко от чертога возсияв Христос».
Стихира Пасхи
МИТРОПОЛИТА КАЛУЖСКОГО И БОРОВСКОГО КЛИМЕНТА освященному клиру, честному иночеству и боголюбивой пастве - всем верным чадам Калужской епархии Русской Православной Церкви.
Слава и хвала на земли Рожденному,
и обожившему земнородных существо,
Христу Богу нашему (Седален праздника).
МИТРОПОЛИТА КАЛУЖСКОГО И БОРОВСКОГО КЛИМЕНТА освященному клиру, честному иночеству и боголюбивой пастве - всем верным чадам Калужской епархии Русской Православной Церкви.
Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам
называться и быть детьми Божиими (1 Ин. 3, 1).
МИТРОПОЛИТА КАЛУЖСКОГО И БОРОВСКОГО КЛИМЕНТА освященному клиру, честному иночеству и боголюбивой пастве - всем верным чадам Калужской епархии Русской Православной Церкви
Высокопреосвященнейшего Климента, митрополита Калужского и Боровского освященному клиру, честному иночеству и боголюбивой пастве - всем верным чадам Калужской епархии Русской Православной Церкви
Дата рождения: 7 августа 1949 г.
Дата хиротонии: 8 августа 1982 г.
Дата пострига: 7 декабря 1978 г.
День ангела: 8 декабря
Биография:
Митрополит Климент (в миру Герман Михайлович Капалин) родился 7 августа 1949 г. в посёлке Удельная Раменского р-на Московской обл. По окончании средней школы поступил в Московский машиностроительный техникум. В 1970 г. поступил во 2-й класс Московской духовной семинарии. С октября того же года по ноябрь 1972 г. служил в рядах Советской Армии. Затем продолжил обучение в семинарии. В 1974 г. окончил семинарию и поступил в Московскую духовную академию. С 1977 г. принимал участие в работе Всемирной православной молодежной организации «Синдесмос» В 1978 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, и оставлен при ней помощником инспектора и профессорским стипендиатом. Одновременно поручено быть преподавателем сектора заочного обучения.
7 декабря 1978 г. инспектором МДА архимандритом Александром в Свято-Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры был пострижен в монашество с наречением имени Климент в честь сщмч. Климента, епископа Римского. 24 декабря того же года архиепископом Дмитровским Владимиром рукоположен во иеродиакона. 7 апреля 1979 г. рукоположен во иеромонаха. В том же году назначен преподавателем Общей церковной истории в МДС. 14 октября 1981 г. возведен в сан игумена. В 1981-1982 гг. исполнял обязанности старшего помощника инспектора МДС.
На заседании Священного Синода 16 июля 1982 г. был избран епископом Серпуховским, викарием Московской епархии и назначен Управляющим патриаршими приходами в Канаде и временно в США. 18 июля 1982 г. Святейшим Патриархом Пименом за Божественной Литургией в Свято-Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры был возведен в сан архимандрита. Епископская хиротония была совершена 8 августа 1982 г. в Свято-Духовском соборе г. Минска. Хиротонию совершили: митрополит Минский и Белорусский Филарет, архиепископ Харьковский и Богодуховский Никодим, епископ Тульский и Белевский Герман, епископ Пинский Афанасий.
23 марта 1987 г. освобожден от управления патриаршими приходами в Канаде и назначен управляющим патриаршими приходами в США. Указом Святейшего Патриарха Пимена от 19 мая 1989 г. возведен в сан архиепископа.
Решением Священного синода от 20 июля 1990 г. назначен архиепископом Калужским и Боровским и одновременно — заместителем Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, а с 1994 г. был первым заместителем Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата
С 1993 по 1996 г. — член Общественной Палаты при Президенте РФ.
В 1996 года с преобразованием Калужского духовного училища в Духовную семинарию назначен ее ректором и одновременно преподаёт в ней Православную аскетику.
С 1997 по 2000 г. представлял РПЦ в межправославной комиссии по подготовке общеправославного празднования 2000-летия Рождества Христова, возглавлял секретариат по подготовке и проведению.
26 декабря 2003 г. назначен Управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Священного Синода.
25 февраля 2004 г. возведен в сан митрополита.
С 2005 г. — Председатель Международных Образовательных Рождественских чтений и Председатель Комиссии по их подготовке и проведению.
С октября 2005 г. по январь 2010 г. — член Общественной Палаты Российской Федерации. C января 2006 г. — Председатель Комиссии по сохранению духовного и культурного наследия Общественной Палаты Российской Федерации.
Возглавлял оргкомитет по подготовке и проведению Церковно-общественного форума «Духовно-нравственные основы демографического развития России» (октябрь 2004 г.), Первого фестиваля православных СМИ «Вера и слово» (ноябрь 2004 г.), празднования 625-летия Куликовской битвы (май–ноябрь 2005 г.), празднования 90-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви (октябрь-ноябрь 2007 г.).
Председатель комиссии по проведению конкурса «За нравственный подвиг учителя» (2006-2009 гг.).
25 января 2009 года Архиерейским Собором РПЦ в Москве избран одним из трёх кандидатов на Московский патриарший престол.
31 марта 2009 года решением Священного Синода был освобождён от должности управляющего делами Московского Патриархата и назначен председателем Издательского совета Московского Патриархата
21 января 2010 года решением Диссертационного совета Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации присвоена учёная степень кандидата исторических наук по результатам защиты диссертации на тему «Деятельность Русской православной церкви на Аляске в 1741—1867 гг.» (специальность «Отечественная история»).
29 января 2010 года избран председателем комиссии Межсоборного присутствия Русской православной церкви по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности.
С 22 марта 2011 года член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.
Решением Священного Синода от 29 мая 2013 г. назначен (журнал № 61) ректором Калужской духовной семинарии и утвержден (журнал № 67) в должности настоятеля (священноархимандрита) Рождества Пресвятой Богородицы Пафнутьева Боровского мужского монастыря г. Боровска Калужской обл. и мужской Успения Пресвятой Богородицы Калужской Тихоновой пустыни с. Льва Толстого Дзержинского р-на Калужской обл.
Решением Священного Синода от 2 октября 2013 г. (журнал № 109) назначен главой новообразованной Калужской митрополии.
С октября 2013 г. по май 2014 г. временно управлял Песоченской епархией.
16 сентября 2014 г. в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ защитил диссертацию на тему «Русская Православная Церковь и освоение Тихоокеанского севера в XVIII-XIX вв. (по материалам Аляски)» на соискание ученой степени доктора исторических наук.
15 октября 2018 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент назначен Председателем комиссии Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации.
Награжден:
государственными наградами:
церковными наградами Русской Православной Церкви:
церковными наградами Поместных Православных Церквей:
общественными наградами:
Многочисленными церковными и общественными наградами, юбилейными медалями и памятными знаками.
Научные труды и публикации:
Книги и публикации:
Многочисленные публикации в центральной и местной печати — как церковной, так и светской.
2024 |
Сентябрь |
© 2012 Калужская епархия. Все права защищены. Вопросы и предложения присылайте на e-mail.
При использовании любых материалов с данного web-ресурса ссылка на информационно-издательский отдел Калужской епархии РПЦ МП обязательна.