Главная   Новости   Новости за 2010 год:   Протодиакон Сергий...

Новостная хроника Калужской епархии:

Протодиакон Сергий Комаров: "Он все время стремился в небеса"

Руководитель информационно-издательского центра Калужской епархии протодиакон Сергий Комаров в беседе с журналистами поделился воспоминаниями о трагически погибшем священнике Романе Глыбовском.

- Отец Сергий, трагическое известие о гибели известного священника шокировало все епархию, даже из других областей звонят, выражают соболезнования. До сих пор трудно поверить в то, что произошло с иереем Романом Глыбовским.

- Не могу с вами не согласиться, это трагическое событие на несколько дней буквально выбило из колеи. Все время поисков отца Романа, после предварительной информации о том, что он сорвался со скалы, мы ожидали добрых вестей. Не хотелось верить в то, что такая трагедия может иметь место. Но Господь определил так, что жизнь Калужского священника-путешественника должна была закончиться в горах, там где он находил для себя успокоение, где он созерцал Божественную красоту миротворения, где на протяжении многих лет путешествий внимал тишине и спокойствию. «Я без гор не могу прожить и года», - говорил он. Для него это был не просто туризм. В горах – величайшем творении Создателя - он видел некие символы устремленности к небу, к вечности. Отец Роман сравнивал стремление скалистых вершин ввысь - грубых и толстых у основания и утонченных и белоснежных вверху - со стремлением человеческой души к Божеству. Сначала темная, греховная душа, устремляясь к небу, утончается, очищаясь от грехов, и, продолжая двигаться к совершенству, достигает белоснежного цвета святости. Я уверен, что он в этом созерцании находил для себя большую пользу, получал подпитку духовных сил. По сути, он вместе со снежными вершинами сам стремился в небеса.

Неожиданным было известие о трагедии отца Романа потому, что он не был новичком в горах. Он имел опыт шеститысячника, имел разряды по альпинизму. Перед любой поездкой заранее изучал маршрут, тщательно готовился к нему. Помню, готовясь к очередной экспедиции, мы заехали в магазин за снаряжением, и он полчаса выбирал какой-то элемент, изучая его качество, вес, интересовался результатами тестирования. Его дорога в горах не была мальчишеством, напротив каждый маршрут был детально проработан, все заранее просчитывалось. Да в горах всегда есть определенный риск, больший, чем в занятиях другого рода. Но мы понимаем, что несчастный случай может произойти с человеком в любых условиях: и на дороге и даже сидя у телевизора. Только Господь знает время рождения человека и дату окончания его жизни. Мы же сохраняем в сердце те добрые дела отца Романа, которые он нам оставил, прожив чуть меньше сорока лет.

- Вы давно знали отца Рома? Как вы можете охарактеризовать его профессиональные, человеческие качества?

- Отца Романа я знал с момента его приезда в Калужскую епархию, но как-то близко мы не общались в силу различных мест церковного служения. Только несколько месяцев назад готовясь к научной экспедиции на Аляску, мы проводили время, что называется бок обок. За это время я достаточно близко с ним познакомился, и хотя уверен, что среди некоторых священнослужителей и его духовных чад есть люди, которые могут рассказать о нем больше, я озвучу то, что меня удивило в этом человеке.

Глубокая вера в Бога. Вы знаете, конечно, это неправильно со стороны оценивать степень веры человека, тем более ее отсутствие. Но иногда вера человека ощущается со стороны сама собой. Я не говорю о праведности, святости. Все люди согрешают, имеют чисто человеческие недостатки, но не все эти недостатки признают и стараются исправиться. Отец Роман очень боялся кого-то обидеть. Бывало, скажет кому-то слово – так обычное, житейское, а потом переспрашивает, «как ты думаешь я его не обидел» или, не спрашивая, тысячу раз извинится, чувствуя, что в отношениях возникает какое-то напряжение. Но в разговоре говорил всегда правду, иногда прямо в лицо. Никогда не превозносился над собеседником, напротив, старался дать совет. Это иногда провоцировало тех, кто его окружал слегка над ним позабавиться. В ответ они получали только дружественную улыбку и реплику: «да ладно вам». Такое незлобие было ему сродни.

Чувство ответственности перед тем делом, за которое он взялся. Я уже говорил о том, что отец Роман занимался не только пастырской работой в храме. На нем лежал большой груз просветительской, социальной работы, преподавательской деятельности. На все требовалось большое количество времени, и он старался его находить. Мало кто знает, как отец Роман трепетно относился к служению в храме. Иногда приходилось пропускать богослужения по причине участия в общественных мероприятиях. И хотя все делалось с благословения священноначалия, он переживал, «не обидятся ли собратья священники в храме, что и им придется за меня служить?». До храма в центре он добирался с окраины города. Иногда можно было увидеть на улицах города лицо знакомого священника, мчащегося на велосипеде – в храм. Свою машину семья священника иметь не могла, а на такси много не поездишь. Так и добирался сам, а иногда с детьми на багажнике.

Любовь и забота о молодежи. Являясь духовником Калужского молодежного движения, отец Роман очень переживал за его разделение и реформацию. С молодым поколением работать всегда было не просто, в наше время тем более. Но его постоянно окружали студенты. Несмотря на священный сан, отец Роман сумел найти точки соприкосновения даже с такими ребятами, которые некогда даже и не думали, что будут дружить со священником. Есть такая поговорка про ненадежных друзей, что «я бы с ним в разведку не пошел». С отцом Романом в походы ходили многие.

Еще он имел свои жизненные принципы, не зависимые от других. Для кого-то они были странноваты, кому-то привлекательны, но ему однозначно помогали в жизни. Именно такая твердость духа, характера помогала добиться результата в очень сложных ситуациях. Что помешало справиться с последним в его жизни препятствием мы, наверное, никогда не узнаем. Зато, кто общался с отцом Романом, знает, что он точно знал цель, к которой стремился, и я верю, что Милостивый Господь его благие намерения вознаградит.

- Вместе с отцом Романом Вы ездили на Аляску этим летом. Фактически из духовенства вы последний, кто целый месяц с ним общался. Может быть, вы заметили в нем что-нибудь необычное, особенное, какое-то предчувствие..?

- Мы принимали участие в научно-спортивной экспедиции, имея цель исследовать остатки влияния русского православия на жителей Аляски, изучали быт и традиции эскимосов, посещали православные храмы в селениях, работали с архивами, общались с местным населением. Надо сказать, что особенно хорошо это получалось у отца Романа. Он инициативно все осматривал, фотографировал, выспрашивал информацию у жителей. И хотя английским языком он владел не очень хорошо, его респонденты ему все подробно рассказывали. Он все тщательно фиксировал. Из всей нашей группы его научный отчет получился бы самым основательным. Ну а фото архив, который он собрал, исчисляется десятками гигабайтов. Почти все фотографии, которые были в репортажах и новостях принадлежали ему. Кроме того, отцу Роману можно приписать научное открытие Колмаковского редута, который он первый обнаружил при исследовании одного из берегов реки Кускоким. Когда вся группа собиралась плыть дальше, он настойчиво ходил вдоль берега, потом ушел вглубь в лесок. Когда уже народ стал роптать, что он всех задерживает, отец Роман появился из-за деревьев с хорошей новостью: «что-то нашел». Оказалось, что ученые давно искали это старое поселение русских землепроходцев XIX века, а нашел его священник и чисто случайно.

Месячная поездка сейчас вспоминается как один день. Все было как всегда. Обычная обстановка, шутили между собой, строили планы на будущее. Если что и тяготило отца Романа тогда, так это только разлука с семьей. Дома матушка ждала с пятью детьми, он переживал как они там. С Аляски мы вернулись благополучно, а потом… Не знаю, найдутся ли у всего человечества такие слова, которые могут утешить жену, потерявшую мужа в самый расцвет совместной жизни. Сможет ли кто-нибудь вернуть безвозвратно потерянного - мужа, отца, собрата, батюшку…

Только героизм веры поможет матери воспитать пятерых детей, упование на Премудрый о всех нас Промысел Божий подвигнет молиться и просить полезное для спасения, мужество и сила духа заставит продолжать жить дальше. Вечная память тому, кто при жизни нами, возможно, не был по достоинству оценен, а по смерти востребован и дорог.

Беседовала Юлия Белкина

Архив новостей

2024
Апрель
пн вт ср чт пн сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика